Религия как социальный институт, ее эволюционные и организационные формы


Эволюционный подход к религии как социального института нашел воплощение в классификации мировых религий американского ученого Р. Белла.

Эта классификация, охватывая все исторические формы религии, выделяет пять уровней развития религии, как социального института.

Примитивные религии. К ним относятся тотемизм, анимизм, табу, земледельческий культ, фетишизм и магия. Характерные их черты - деперсонификованисть богов (вера в духов, в надистотни силы, а не человека); отсутствие посредника между сверхъестественным и человеком, религиозных учреждений (религия имеет диффузный, народный характер, все племя участвует в религиозной ритуале); ограниченность мисцерозселенням рода, Племени (именно тип религиозного ритуала является фактором племенной интеграции, идентификации человека со своим кланом).

Архаические религии. На этом уровне возникают шаманизм, ранние и поздние национальные религии (религия древних Греции, Рима, Китая, Индии, конфуцианство). Их характеризуют: Персонификация богов и переход от зооморфизму (изображения богов в виде животных) до антропоморфизма (богов представляют похожими на людей не только внешне, но и за поведением - например, боги древнегреческого пантеона ссорятся, любят, воюют) появление посредника между богами и людьми ( шаманы), Профессионализация и иерархизации служителей культа; появление религиозных учреждений (храмы рабовладельческих государств были центрами не только религиозного, но и политической, культурной жизни); космологизм (подчиненность богов, людей высшей космической силе), вера в карму (Индия), вера в дао ( Китай), вера в рок (славяне); политеизм (многобожие), Появление государственных, национальных форм религии и ее ограниченность государственными границами.

Исторические религии. На этом уровне происходит усложнение религиозных форм, доминируют христианство, буддизм, ислам. Характерными чертами становятся: Монотеизм (вера в единого Бога); приобретения мировых рис (эти религии распространены во многих странах мира, например, ислам является государственной религией в 28 странах); универсальность (не относящиеся к определенной социальной или национальной группой (брахманизм, культ Диониса, иудаизм), открытые для всех людей без каких-либо ограничений по национальности, полу, Профессии и проч.) Наличие идеи спасения души (различные религии проповедуют достижения этого различными путями: ислам - через выполнение религиозного ритуала, буддизм - через духовное самосовершенствование, христианство - через исполнение заповедей).

Ранние современные религии. К ним относятся конфесионализовани (четко сориентированы, преданные определенной конфессии) религии. Признают секуляризацию общества (отграничения религии от общества) и приватизацию религии (религия перемещается из публичной сферы в частную), научный атеизм как альтернативу религиозному мировосприятию.

Современные религии. Этот уровень представляют модернизированные религии, неорелигии (сатанизм, неохристианских секты - мормоны, свидетели Иеговы; неосхидни культы - движение Харе Кришна, дзен (чань)-буддизм; научно-религиозные объединения - церковь сайентологии, учения Рерихов, медитационные объединения), Но и модифицированные варианты традиционных религий; секуляризация сознания (в сознании человека религия теряет доминирующую роль и приобретает атрибутивного, ситуативного значения); индивидуализация религии (в современном обществе религиозность человека становится его частным делом, она имеет право сама выбирать, что и как верить, К какой религиозной организации принадлежать).

Предыдущие материалы: Следующие материалы: